Внимание! Проект div-portal.ru продается! 22 апреля 2016 | 0 комментариев
В связи с тем, что на поддержку и развитие проекта не хватает времени — было принято решение выставить сайт с доменом на продажу. 
Подробнее
Выставка «МоторЭкспоШоу–2016» соберет ведущих производителей и дилеров авто в Красноярске 26 февраля 2016 | 0 комментариев
С 18 по 22 мая 2016 года в Красноярске в 24-й раз пройдет наиболее крупная и заметная на территории Сибири и Дальнего Востока автомобильная выставка «МоторЭкспоШоу». Ежегодно здесь демонстрируются...
Подробнее
Ярмарка детских товаров – 2016 приглашает участников 24 февраля 2016 | 0 комментариев
С 24 по 27 августа 2016 года в красноярском МВДЦ «Сибирь» пройдет Ярмарка детских товаров. Это традиционная площадка, где под одной крышей собираются производители и продавцы одежды и обуви для...
Подробнее
Сибирский образовательный форум – 2016 приглашает к участию 24 февраля 2016 | 0 комментариев
Сибирский образовательный форум (СОФ), который пройдет с 24 по 26 августа, даст старт новому учебному году. Здесь будут озвучены итоги работы и планы на новый учебный сезон 2016-2017. На площадке...
Подробнее
С новыми тенденциями моды в мире красоты познакомят посетителей выставки «Идеал красоты – 2016» 24 февраля 2016 | 0 комментариев
С 27 по 30 апреля 2016 года в Красноярске в МВДЦ «Сибирь» будет работать выставка «Идеал красоты» – традиционное место встречи всех тех, кто занят в beauty-индустрии и кого интересуют новинки в...
Подробнее

Русский язык и русская история

Автор
Опубликовано: 2265 дней назад ( 7 сентября 2011)
Редактировалось: 2 раза — последний вчера в 08:32
0
Голосов: 0
<p>На сайте &laquo;Эха&raquo; в блоге Марины Королевой появился текст &ldquo;Неудобная цитата&rdquo;.<br />
Что-то там почудилось родное, знакомое. Предлагаю читателям заметку о  нашем языке и нашей истории, опубликованную &ldquo;МК&rdquo; в 2008-м.<br />
<br />
<strong>НАЙДЕН МИЛЛИАРД ДРЕВНИХ РУКОПИСЕЙ<br />
<br />
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, &mdash; ты  один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный  русский язык!</strong><br />
<br />
Это Тургенев написал в XIX веке.<br />
К  юбилею? Русскому языку тогда как раз исполнилась тысяча лет. Если верить  учебникам, язык создали (помогли создать) святые Кирилл и Мефодий.<br />
<br />
Родным языком Кирилла и Мефодия был греческий; братья родились в Греции, в Салониках; отец &mdash; византийский военачальник.<br />
<br />
Наука утверждает (цитирую Энциклопедию):<br />
<br />
<strong>&ldquo;СТАРОСЛАВЯНСКИЙ  язык, язык древнейших славянских переводов с греческого, которые были  сделаны Кириллом и Мефодием в середине IХ века. С самого начала  старославянский был языком книжно-литературным и никогда не  использовался в качестве средства бытового общения.<br />
<br />
ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКИЙ язык, средневековый литературный язык, сохранившийся  до нашего времени в качестве языка богослужения. Восходит к созданному  Кириллом и Мефодием на основе южно-славянских диалектов старославянскому  языку. Церковно-славянский язык с самого начала был языком церкви и  культуры, а не какого-либо отдельного народа. Церковно-славянский  никогда не был языком разговорного общения&rdquo;.</strong><br />
<br />
Всё это страшно интересно, согласны?<br />
<br />
Русскому, значит, не тысяча сто лет. Русский &mdash; он же &ldquo;язык разговорного общения&rdquo;. Значит, старше, чем старославянский.<br />
Но этот старый русский язык (язык &ldquo;Слова о полку&hellip;&rdquo;) и русский язык Пушкина &mdash; разные. Про наш русский и не говорю.<br />
<br />
***<br />
<br />
Во дни его сомнений, во дни его тягостных раздумий о судьбах родины  Тургеневу лично ничего не грозило. Эти сомнения и раздумья о судьбах  России мучили писателя во Франции. Возвращаться он не предполагал. Да и  жить оставалось недолго.<br />
А те, кто сомневаются и думают, не покидая родных пределов, невольно испытывают некоторые опасения.<br />
<br />
Таковые свойственны и журналистам, и редакторам (мол, чего нам за это будет?).<br />
<br />
Но сам собою возникает куда более важный вопрос.<br />
<br />
Самое знаменитое стихотворение в прозе Тургенев написал в конце жизни.<br />
Оно было опубликовано (после тягостных раздумий редактора и не без  опасений) в декабрьском номере &ldquo;Вестника Европы&rdquo;, 1882; журнал  элитарный, тираж маленький. Через девять месяцев Тургенев умер.<br />
<br />
Десятилетиями советские школьники учили этот шедевр наизусть. Вот он целиком:<br />
<br />
<strong>Во  дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, &mdash; ты  один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный  русский язык! Не будь тебя &mdash; как не впасть в отчаяние при виде всего,  что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан  великому народу!</strong><br />
<br />
Нам всем это преподносилось как гимн великому русскому языку и великому русскому народу.<br />
(Стоит напомнить, что в 1950&mdash;1970-х великий русский народ был почти тождественным синонимом великого советского народа).<br />
<br />
Обратите внимание: прославляет русский язык не политик, вербующий  электорат, добывающий голоса; не квасной патриот, который хвалит свой  язык, потому что никаких больше не знает.<br />
Тургенев в этом деле  признанный эксперт высочайшей квалификации. Французский знает лучше  французов, немецкий &mdash; в совершенстве, английский, итальянский&hellip; Он <strong>знает</strong> чужие языки и именно в сравнении с ними называет русский великим и могучим.<br />
<br />
Но что за тягостные раздумья у старика Тургенева?<br />
От чего он впадает в отчаяние? А-а, это он, небось, про крепостное право.<br />
Нет, крепостного права уже 20 лет не было. И не о чем-то об одном писал  Тургенев; нет, он в отчаянии от всего, что совершается дома.<br />
<br />
Неужели не происходило ничего хорошего? Или это написал злобный русофоб,  клеветник? Или псих, который все видит в черном свете (еще надо  разобраться, что такое черный свет).<br />
<br />
Похоже, он и сам испугался того, что у него получилось.<br />
Не захотел оставить читателя в мрачном отчаянии (&ldquo;Русский язык&rdquo; был  заключительным в том цикле стихотворений в прозе, в уже упомянутой  предсмертной публикации).<br />
<br />
Захотел вырулить, выгрести к свету, к надежде &mdash; против течения.<br />
Получилось слабо.<br />
<br />
Всё &ldquo;стихотворение&rdquo; &mdash; сильные, прямые утверждения, горький,  беспросветный упрек. Приговор. А в конце &mdash; &ldquo;но нельзя верить, чтобы  такой не был&rdquo; &mdash; путаная, туманная фраза с тремя отрицаниями; реверанс, а  точнее сказать, реверанс авансом (поди пойми). Да и сама конструкция  &ldquo;нельзя верить&rdquo; &mdash; бессмыслица. К вере не приложимы льзя и нельзя.<br />
Старый? Поглупевший? Больной? Но ударил-то он как здоровый&hellip;<br />
<br />
Это &mdash; не старческий проблеск, не случайный приступ меланхолии.<br />
Это его постоянная неотвязная мысль.<br />
<br />
В 1859-м (за 23 года до) Тургенев написал в письме к Ламберт о русском языке: <strong>&ldquo;Для  выражения многих и лучших мыслей &mdash; он удивительно хорош по своей  честной простоте и свободной силе. Странное дело! Этих четырех качеств &mdash;  честности, простоты, свободы и силы нет в народе &mdash; а в языке они есть&hellip;  Значит, будут и в народе&rdquo;.</strong><br />
<br />
В точности, как в стихотворении (перед смертью).<br />
Сперва гимн русскому языку. Потом &mdash; прямой и тяжелый укор, приговор,  брошенный не властям, не элите, а всему народу. И это признанный мастер,  классик, на языке сталинской эпохи &mdash; один из главных инженеров  человеческих душ, знаток народной жизни, автор &ldquo;Записок охотника&rdquo;&hellip;  Вдобавок &mdash; в откровенном частном письме: то есть без оглядки на публику.<br />
<br />
И опять &mdash; в точности, как перед смертью, &mdash; после тяжкого удара оптимистический реверанс: &ldquo;Значит, будут&hellip;&rdquo;<br />
<br />
Ну, будут или нет &mdash; кто его знает. Тургенев уговаривает себя верить.  Тургенев эти замечательные, совершенно необходимые, нормальные  человеческие качества &mdash; честность, простоту, свободу &mdash; отправляет нам в  будущее. Обещает.<br />
Нам?<br />
<br />
Эту эстафету мы уже проходили.<br />
Полковник Вершинин больше ста лет радует нас этими обещаниями. Стоит  начаться &ldquo;Трем сестрам&rdquo;, еще не успеет Ирина в отчаянии вскрикнуть: &ldquo;В  Москву! В Москву!&rdquo;, как на сцену выскочит полковник русской армии и  пообещает: <strong>&ldquo;Через двести-триста, наконец, тысячу лет, &mdash; дело не в сроке, &mdash; настанет новая, счастливая жизнь!&rdquo;.</strong><br />
<br />
Он совершенно прав: дело не в сроке.<br />
Для нас что двести, что тысяча, что сто тысяч лет &mdash; равно.<br />
<br />
Политики крайне редко решаются так далеко в будущее отправить народное  счастье (на память приходит разве что &ldquo;Тысячелетний Рейх&rdquo;).<br />
Политики боятся, что народ не оценит дивидендов, отложенных столь надолго.<br />
<br />
Писатели не боятся.<br />
Им не нужны голоса избирателей.<br />
<br />
***<br />
<br />
Тургенев утверждает: какой язык &mdash; такой <strong>будет</strong> и народ.<br />
Смысл ясен: язык формирует нацию.<br />
<br />
У Тургенева &mdash; великий, могучий&hellip;<br />
А в речах высших лиц &mdash; хилый, тусклый, лживый и хромой на все четыре  ноги, бескрылый (не Пегас). На этом языке воровство &mdash; &ldquo;приватизация&rdquo;,  издевательство &mdash; &ldquo;монетизация&rdquo;, доставка порно на дом &mdash;  &ldquo;компьютеризация&rdquo;.<br />
<br />
У тех анонимов (которые пишут властителям  речи на все случаи жизни) две беды: не знают вопроса и не владеют  инструментом. Даже те мысли, которые у них есть, они не способны  выразить ярко и сильно.<br />
Раздай им флейты и скрипки &mdash; они даже &ldquo;Чижик-пыжик&rdquo; не сыграют; каких уж симфоний ждать.<br />
<br />
Их тупой, тяжелый язык валится на народ из телевизора, радио, газет.<br />
<br />
Спи, Тургенев, надежды нет.<br />
В твои времена канцелярщина не звучала круглосуточно в ушах народа. Она  гнила исключительно в чиновничьих бумагах, в свинском Петербурге  (выражение Пушкина), а в городах, городках, деревнях звучала живая речь.  В каждой губернии, чуть ли не в каждой деревне &mdash; <strong>своя</strong>.  Писатели черпали из бездонного колодца. Теперь и сотой доли Даля не  употребляется. Все говорят одинаково &mdash; тускло и не по-русски (откройте  для себя мир прокладок).<br />
<br />
Наследник русского престола* на  конференции по русскому языку говорил про финансовые ресурсы, интернет,  бюджет и даже про Институт нефти и газа.<br />
<strong>Но он ни слова не сказал о книгах.</strong><br />
<br />
* Имеется в виду Медведев, в момент написания статьи официально объявленный преемником Путина.<br />
В газетной публикации цитировались опущенные здесь фрагменты (увы,  невежественной) речи Медведева на Международной конференции по русскому  языку.<br />
<br />
Слово &ldquo;книга&rdquo; не вписалось в его речь о русском языке.<br />
Вот какой крутой поворот. Расскажи, не поверят. Это шустрые поварята,  готовя государственную котлету, забыли положить мясо в фарш.<br />
<br />
Старые книги не сулят дохода.<br />
Как извлечь из них пользу людям? &mdash; читать. А как извлечь из книг пользу  чиновникам? Как превратить книги в деньги (и украсть) &mdash; непонятно.  Поэтому государственная речь идет о фондах, компьютерах, закупках,  поставках.<br />
<br />
За века существования Российской империи (особенно  за советский период) в провинциях (которые в 1991-м вдруг стали  государствами) &mdash; в частных, публичных, школьных библиотеках скопилось  около миллиарда книг на русском языке.<br />
<br />
Знание русского языка сокращается там стремительно.<br />
Прежде это был государственный, обязательный. А теперь &mdash; язык ли друга,  язык ли врага &mdash; он мгновенно исчез из азиатских кишлаков, из  украинских, молдавских, закавказских сел. Стал чужим.<br />
<br />
Кто-то перешел на арабский шрифт, кто-то на латиницу &mdash; для книг на русском это смерть, немота.<br />
<br />
Книги на русском стремительно (мировой рекорд скорости) переходят в разряд древних рукописей, доступных только специалисту.<br />
<br />
В СССР Пушкина, Достоевского, Толстого, Чехова (вершины мировой литературы) почти не переводили на узбекский, армянский&hellip;<br />
Ибо все знали русский. А кто не знал, тот и на своем языке читать не хотел ничего.<br />
<br />
Гомера с древнегреческого переводили библиотекарь Александра I Гнедич и воспитатель цесаревича Жуковский.<br />
Фолкнер, Шекспир, Сервантес были доступны аборигенам в гениальных  русских переводах. А сами теперь или не переведут вовсе, или переведут  отвратительно. Языком, поломанным (как и у нас) на комиксах и порно.<br />
<br />
Чужие дома, посуду можно захватить и использовать. А чужие (немые) книги &mdash; зачем?<br />
<br />
Что же будет с &ldquo;древними рукописями&rdquo;?<br />
Ведь они занимают место, а оно денег стоит. Сожгут? Вроде бы  неприлично. Но поскольку квадратные метры требуются рынку, то для книг  организуют какие-нибудь лагеря смерти, будут туда свозить и варить из  них картон.<br />
<br />
Частные библиотеки, вероятно, уже исчезли, обогрев кого-то холодной зимой.<br />
Вывозить &ldquo;богатство&rdquo; в метрополию мы не будем. Мы и людей-то бросили на  произвол судьбы, на произвол безумных баши. А уж книги&hellip; Тем более, что  90% это макулатура &mdash; речи Брежнева, бездарные производственные романы и  рифмованные лозунги &ldquo;взвейся-развейся&rdquo;.<br />
<br />
На базарах Средней Азии прекрасные ароматные специи продаются в кульках, свернутых из русского языка.<br />
<br />
Империи, императоры рассыпаются в прах, кто-то замешивает глину&hellip;<br />
<br />
<strong>Истлевшим Цезарем от стужи<br />
Заделывают дом снаружи.<br />
Пред кем весь мир лежал в пыли,<br />
Торчит затычкою в щели.</strong><br />
(Шекспир. Гамлет)<br />
<br />
Впрочем, лучше нам беспокоиться о собственных грехах.<br />
<br />
***<br />
<br />
Есть еще одно (возможно, более важное и глубокое) в этих неотступных мыслях Тургенева.<br />
<br />
Перечитайте: &ldquo;честности, простоты, свободы и силы нет в народе &mdash; а в языке они есть&rdquo;.<br />
<br />
А откуда они там?<br />
<br />
Как могут в языке появиться качества, которых нет у (как теперь говорят) носителей?<br />
<br />
Ответы на правильные вопросы, как всегда, заложены в самом языке.<br />
<br />
Носители &mdash; не создатели. Они носильщики, они несут чей-то багаж, чужие вещи.<br />
<br />
Тургенев &mdash; старый и больной &mdash; может, и сам не заметил (изобретая  реверанс), как инструмент вырвался из рук, стал хозяином и написал:  &ldquo;Великий, могучий, правдивый и свободный язык <strong>был дан</strong>&rdquo;.<br />
<br />
Значит, это <strong>дар</strong>. Он соответствует <strong>Дарителю</strong> во всем.<br />
<br />
Ну а носильщики &mdash; народ известный &mdash; хмурые, поддатые, торопливые &mdash;  нахватать побольше, нагромоздить как попало &mdash; что-то уронят в грязь,  что-то раздавят, при случае сопрут.<br />
<br />
Не все, конечно, не все!<br />
Вот еще немного, еще чуть-чуть &mdash; глядишь, и&hellip;<br />
<br />
***<br />
<br />
В школе проходили русскую литературу, стихи о горькой участи народа; проходили &ldquo;Что делать?&rdquo;, &ldquo;Кто виноват?&rdquo;...<br />
<br />
Помните, мы учили про несчастных мужиков и про барина:<br />
<br />
<strong>Вот парадный подъезд. По торжественным дням,<br />
Одержимый холопским недугом,<br />
Целый город с каким-то испугом<br />
Подъезжает к заветным дверям;<br />
&hellip;Раз я видел, сюда мужики подошли,<br />
Деревенские русские люди,<br />
Помолились на церковь и стали вдали,<br />
Свесив русые головы к груди;<br />
Армячишка худой на плечах,<br />
По котомке на спинах согнутых,<br />
Крест на шее и кровь на ногах,<br />
В самодельные лапти обутых<br />
(Знать, брели-то долгонько они<br />
Из каких-нибудь дальних губерний).<br />
Кто-то крикнул швейцару: &ldquo;Гони!<br />
Наш не любит оборванной черни!&rdquo;<br />
И захлопнулась дверь. Постояв,<br />
Развязали кошли пилигримы,<br />
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,<br />
И пошли они, солнцем палимы,<br />
Повторяя: &ldquo;Суди его Бог!&rdquo;,<br />
Разводя безнадежно руками,<br />
И, покуда я видеть их мог,<br />
С непокрытыми шли головами...</strong><br />
<br />
&ldquo;Солнцем палимы&rdquo; еще кое-как помним.<br />
А вот портрет барина как-то стерся; да мы (в советское время, в  советской школе) и не обращали на него внимания, баре были отменены. А  сейчас читаешь &mdash; Господи, да это портрет, точный до неприличия.<br />
<br />
<strong>А владелец роскошных палат<br />
Еще сном был глубоким объят...<br />
Ты, считающий жизнью завидною<br />
Упоение лестью бесстыдною,<br />
Волокитство, обжорство, игру,<br />
Пробудись! Есть еще наслаждение:<br />
Вороти их! в тебе их спасение!<br />
Но счастливые глухи к добру...</strong><br />
<br />
Важное место, важный смысл, ускользающий при легком чтении.<br />
Речь явно о спасении души, на земную судьбу господина рабы не влияют.  Если в них спасение, значит, в них и гибель. Вернешь &mdash; спасешься.  Останешься глух &mdash; есть Божий суд, наперсники разврата&hellip;<br />
<br />
<strong>Не страшат тебя громы небесные,<br />
А земные ты держишь в руках,<br />
И несут эти люди безвестные<br />
Неисходное горе в сердцах.<br />
<br />
Что тебе эта скорбь вопиющая,<br />
Что тебе этот бедный народ?<br />
Вечным праздником быстро бегущая<br />
Жизнь очнуться тебе не дает.<br />
И к чему? Щелкоперов забавою<br />
Ты народное благо зовешь;<br />
Без него проживешь ты со славою<br />
И со славой умрешь!<br />
И сойдешь ты в могилу... герой,<br />
Втихомолку проклятый отчизною,<br />
Возвеличенный громкой хвалой!..</strong><br />
<br />
Прочтите вслух, и получится, что вы держите зеркало, показываете веку его неприкрашенный облик.<br />
<br />
&ldquo;Ходоки у Ленина&rdquo;, &ldquo;Дорогой товарищ Сталин&rdquo;&hellip; Ну и что получили ходоки?  Что получили пионерки, писавшие в Кремль: &ldquo;Дорогой товарищ Сталин, мой  папа ни в чем не виноват&rdquo;?<br />
<br />
Некрасовские ходоки тоже остались ни  с чем. Мне, мальчишке, казалось, что их постигла катастрофа. Их не  выслушали; а они собирались, обсуждали, набирались храбрости, шли,  питали надежду, а их и на порог не пустили.<br />
<br />
<strong>И пошли они, солнцем палимы,<br />
Повторяя: &ldquo;Суди его Бог!&rdquo;</strong><br />
<br />
Я школьником не понимал этой угрозы. Я вообще не понимал, что это  угроза. &ldquo;Суди его Бог&rdquo; &mdash; для меня было междометием, что-то вроде &ldquo;эх&rdquo;,  &ldquo;о-хо-хо&rdquo;, &ldquo;увы&rdquo; и т.п.<br />
<br />
А теперь понятно, что это бунт. Не  кровавый, тихий, но &mdash; бунт. Они уходят, оставляя сановника Божьему суду.  Ничего более страшного не существует.<br />
<br />
<strong>И, покуда я видеть их мог,<br />
С непокрытыми шли головами...</strong><br />
<br />
От почтения? Нет, в доме они, конечно, шапки бы сняли. Но они уходят по  улице&hellip; С непокрытыми головами идут по кладбищу. Они мысленно его  похоронили.<br />
<br />
<strong>&hellip;За заставой, в харчевне убогой<br />
Всё пропьют бедняки до рубля<br />
И пойдут, побираясь дорогой,<br />
И застонут... Родная земля!<br />
Назови мне такую обитель,<br />
Я такого угла не видал,<br />
Где бы сеятель твой и хранитель,<br />
Где бы русский мужик не стонал?<br />
Стонет он по полям, по дорогам,<br />
Стонет он по тюрьмам, по острогам,<br />
Стонет в собственном бедном домишке,<br />
Свету божьего солнца не рад;<br />
Стонет в каждом глухом городишке,<br />
У подъезда судов и палат.<br />
Волга! Волга!.. Весной многоводной<br />
Ты не так заливаешь поля,<br />
Как великою скорбью народной<br />
Переполнилась наша земля,-<br />
Где народ, там и стон... Эх, сердечный!<br />
Что же значит твой стон бесконечный?<br />
Ты проснешься ль, исполненный сил,<br />
Иль, судеб повинуясь закону,<br />
Всё, что мог, ты уже совершил, &mdash;<br />
Создал песню, подобную стону,<br />
И духовно навеки почил?..</strong><br />
<br />
Что это за безымянный барин, от которого стонет вся русская земля? Не  страшат его громы небесные, а земные он держит в руках. Это ведь,  наверное, царь? Назвать его цензура не позволяла. Но и так все всё  понимали.<br />
<br />
И ладно бы этот приговор проклятому царизму написал  советский гимнописец (чтобы Сталину угодить). Нет, это стихи 1853 года,  когда абсолютная власть была в руках главного барина.<br />
<br />
...150  лет прошло &mdash; мы на том же месте. (Только не говорите, что в космос  летаем; другие тоже летают, но народы их при этом не бедствуют, не  стонут.)<br />
<br />
Поэт обличает барина, сочувствует народу &mdash; это точно,  как нас учили в школе. Но отсюда, из ХХI века, вдруг видишь, что  Некрасова и Тургенева (<strong>одновременно!</strong>) мучает тот же вопрос: воскреснет ли дух народа или умер окончательно? Это общая мысль их и, может быть, не только их.<br />
<br />
А этот народ, который то ли проснется, то ли уснул навеки, духовно умер, &mdash; он кто?<br />
Конечно, крепостные рабы. Стихотворение 1858 года, кругом крепостное  право. А потом им дали свободу, и они проснулись, воскресли к духовной  жизни, ага.<br />
<br />
Крепостные в России составляли всего лишь 15 процентов населения &mdash; пусть бы и спали, если 85 процентов бодрствуют.<br />
А себя поэт разве не считает народом? Себя, Пушкина, Достоевского&hellip; Это взгляд &mdash; на народ и Россию &mdash; со стороны или изнутри?<br />
<br />
Это стихотворение про нас, про всех нас, иначе бы оно не трогало до кишок.<br />
Проснемся, выйдем из комы? или умерли? Этот жуткий вопрос не решен.</p>
569 просмотров

Читайте также:

Комментарии (0)

Записи в блогах

Портал города Дивногорск

Тут Вы сможете завести блог, загружать фотографии и общаться с друзьями. Так же тут Вы найдете новости Дивногорска и Красноярского края. Справочник организаций Дивногоска и объявления по городу. Размещение бесплатно!

Мы рады приветствовать Вас в городской социальной сети. После регистрации Вам станут доступны все функции сайта.